Ваш дорогой и любимый

Роман Рублевич


Дневник · Кто такой? · Путешествия

 

Абхазия.

Как попасть в Абхазию из Сочи знает далеко не каждый житель Сочи. Кто-то думает, что из Адлера туда ходят электрички, кто-то думает, что туда ходят маршрутки. В действительности же, летом 2007 года в Абхазию можно было попасть либо в составе дизельного поезда, тянущего в Сухуми три прицепных вагона неизвестного поезда, либо на автомобиле, отстояв несколькочасовую очередь, либо пешком.

Добраться же от Адлера до границы можно было либо от адлерского вокзала, либо от адлерского рынка, найдя ГАЗель с табличкой «Псоу», либо без таковой вообще. Цена проезда составляла 40 рублей, однако варьировалась от «Давай дам 30 и поеду» в моем случае, до «У вас же проезд 50 стоит?» — «Ага ;)».

Маршрутка привезла нас к самой границе за казачий рынок, ловко объехав стоящую колонну туристов, направляющихся в Абхазию на своих машинах. Как оказалось, с продовольствием и вещами в Абхазии туго, поэтому местные жители, вооруженные тележками, заваленными солью, крупами, холодильниками и стиральными машинами, стояли в отдельную очередь, а пешие туристы проходили относительно быстро в другую.

На фото: слева туристы с чрезмерно большами чемоданами, справа жители абхазии с ненормально маленькими тележками.

Очередь для туристов.

Вся граница — это непонятные металлические ограждения из старых ларьков.

А в некоторых местах — вот такие решетки.

Российские погранцы заграничные паспорта здесь не штампуют, а просто вводят фамилию в базу и отпускают. Вводят же они фамилии так тщательно, что на клавиатурах букв практически не видно, а кнопки «Enter» вовсе пробиты чуть ли не насквозь и не держатся на своих позициях. Впрочем, вид клавиатур соответствует общему впечатлению о погранпереходе.

А вот уже и Абхазия.

На абхазской стороне будок и компьютеров нет, и, соответственно, нет очередей. Проверяют лишь наличие паспорта как такового. Затем, отправляют оплатить какую-то медицинскую страховку или пошлину, где уже стоит длинная очередь из российских туристов. Тем, кто идет быстро и уверенно, или похож на жителя Абхазии, этого не говорят, поэтому можно смело ничего не платить.

Сразу же у выхода стоят такси, маршрутки и красные Икарусы. Икарусы ходят по расписанию, а маршрутки по мере набивания, причем цена на автобус не так уж сильно отличается от маршруточной (30 рублей). Кстати, про деньги. Денежная единица Абхазии — российский рубль.

Итак, едем в Гагры.

Абхазия выглядит заброшенной. Здесь никому нет ни до чего дела. Вот — железная дорога, по которой ничего не ходит (куда деваются после пересечения границы редкие вагоны на Сухуми, я так и не понял)…

Школа, в которой давно уже никто не учился…

Автобусная остановка, которая много лет не видела останавливающегося автобуса…

Знак, который некому обновить…

Недостроенный дом, в котором играют дети за неимением песочниц и детских площадок…

Но все же, здесь есть чем гордиться! Например, пластиковыми окнами в домишке…

Или же своим родным городом…

А может быть тем, что рядом — Россия?

Ведь не все так плохо — рядом красивые горы…

Есть еще какие-то статуи и памятники…

Вроде бы даже работает стадион…

А люди все еще способны творить…

А главное — море, море!

Наплавались? Ну и хватит. Поедем-ка обратно. Процесс уезда из Гагр к границе представляет собой особый интерес. Вы подходите к дороге (единственной основной дороге, проходящей сквозь город), и первая же маршрутка к вашим услугам. Конечно, если вы в ней — единственный пассажир, она еще пару раз проедет вдоль и поперек города, чтобы собрать побольше пассажиров, которых можно узнать по наличию сумок или чемоданов.
— Вам в Псоу? — кричит водитель, увидев на противоположной стороне кучку туристов.
— Да.
— Садитесь!
— Но вы же не в ту сторону едете!
— Садитесь, говорю!

В процессе катания водитель маршрутки предлагает и свозить на водопады, и провести нелегально на грузинскую территорию, и вообще взяться за любую работу, которая принесет ему денег.

Еще кружочек по городу — и мы катимся с горок вдоль моря на разваливающемся РАФике не только на нейтралке, но и с выключенным зажиганием, дабы сэкономить еще больше топлива…

Питер — Воронеж — Ростов — Сочи · Из Сочи в Камышин


© 2007 Роман Рублевич